Это мысовое городище по своей планировке весьма напоминает Чуфут-Кале. Так же была решена здесь и проблема обороны: возведением стены, пересекавшей плато в самом узком месте (160 м). За ней находились усадьбы, правда, немногочисленные и плохо сохранившиеся.
Южная часть мыса, ныне покрытая густыми зарослями, представляла собой незастроенный пустырь, как и Бурунчак на плато Чуфут-Кале.
До археологических раскопов, проводимых Бахчисарайским историко-архитектурным музеем с конца 70-х гг., об укреплениях Кыз-Кермена можно было судить только по задернованному каменному валу высотой около трех метров. Сейчас он раскрыт почти по всей длине, можно увидеть ранее скрытые каменной россыпью остатки оборонительной стены. Она была сложена из ломаного необработанного камня, а с боевой стороны облицована тесаными блоками. На некоторых из них обнаружены знаки-метки, характерные для хазарского периода (VIII-Х вв.).
Раскопанные на городище дома были сложены из бутового камня со слабой подтеской лицевой поверхности. В качестве вяжущего материала использовалась глина. Жилища состояли из двух, реже трех помещений, как правило, с глинобитными полами, иногда полом помещения служила скала. Кровля была земляная, реже черепичная. Во дворе усадьбы располагались примитивные постройки, предназначавшиеся для содержания животных, хранения припасов и воды.
Две близко поставленные друг к другу полукруглые башни обеспечивали фланговый обстрел укрепленной линии. В кладке стены можно увидеть вторично использованные блоки, которые выдают вырубки на лицевых сторонах. Стену эту можно датировать VIII-IХ вв., однако не исключено, что на этом месте, в более раннее время, находилась крепостная стена иной конструкции.
В последние годы на территории городища раскопано несколько хозяйственных и жилых построек. Среди них особый интерес представляют винодельческий комплекс и кузница.
Впереди оборонительной стены, метрах в стах к северу, на значительном пространстве хорошо различимы задернованные и поросшие кустарником остатки построек, оград и террас. Это следы селища, возникшего, вероятно, в IV-V вв.
Мыс за оборонительной стеной, возможно, служил для его обитателей убежищем в случае угрозы нападения неприятеля.
Пещерных сооружений на городище очень мало. Всего известно их три. В восточном обрыве плато, напротив Тепе-Кермена, имеется пещера, назначение которой неясно. Возможно, она представляет собой отшельническую келью, принадлежавшую одному из монастырей Тепе-Кермена, отделенную от отчей обители ущельем и в то же время остававшейся на виду у нее.
Разумеется, возник этот монашеский скит тогда, когда жизнь на Кыз-Кермене угасла, т. е. после Х в., но не позднее XIV в., когда прекратило свое существование и поселение на Тепе-Кермене. С поверхности мыса в эту пещеру ведет вырубленная в скале лестница. Из вырубных сооружений Кыз-Кермена обращают на себя внимание виноградодавильни (тарапаны), состоящие из двух рядом расположенных корыт, большого и малого, соединенных сливным каналом. В большом отжимали ягоды, в малое стекало сусло.
Пустырь в южной части городища, вероятно, предназначался для размещения жителей окрестных сел, спасавшихся со своим имуществом от вражеских нападений.
В мирное время здесь могла быть рыночная площадь с легкими постройками ремесленников, тут же сбывавшими свою продукцию.
По одной из гипотез, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен, два крупных укрепленных поселения, не могли существовать в близком соседстве одновременно. Более ранний Кыз-Кермен отождествляется с известным по византийским источникам раннесредневековым городом Фуллы. Только после его гибели в IX в. на соседнем плато могло появиться крупное поселение, известное в дальнейшем как Кырк-Ор.
Однако эта гипотеза разделяется далеко не всеми исследователями. Предполагаются другие варианты размещения Фулл, например, на Чуфут-Кале, Бакле, в Старом Крыму, на городище Тепсень (пос. Коктебель) в Восточном Крыму и даже за пределами полуострова, на Северном Кавказе. Фуллы – по-прежнему одна из загадок истории средневековой Таврики.