В Республике Крым зарегистрировано 1362 религиозные организации (в 1988 году их было всего 37) пятидесяти конфессий и религиозных направлений. Действует более 1330 религиозных общин, 9 духовных учебных заведений. 690 культовых зданий находится в пользовании или собственности религиозных организаций. С 1991 года было построено 166 культовых зданий, в том числе 80 мечетей.
К традиционным конфессиям Крыма относят православие, ислам суннитского толка, иудаизм, караимизм, а также католичество и армянское апостольское христианство.
Православие. Распространение Православия начинается здесь с появлением греков в I веке н. э. В XV веке в Крыму начинаются гонения на православных, когда турки вторгаются на полуостров. На греческом языке было запрещено разговаривать, поэтому на нем велись службы лишь в храмах. В конце XVIII века Крым переходит в руки русских. Но это событие никак не повлияло на улучшение положения православных. Мусульманами начинается активная антиправославная пропаганда и стычки с ними.
В Крыму сохранились древние и средневековые церкви.
Ислам. Распространение Ислама в Крыму начинается в VII веке под влиянием Хорезма и Волжской Булгарии. Одна из самых древних мечетей была построен в 1262 году в Солхате. В XIII веке под влиянием Чингизхана начинается активное распространение религии. С 1475 года на полуострове начинает распространяться Ислам суннитского толка, что связано с появлением турок. В XVIII веке в Крыме, уже будучи под властью Российской империи, начинает доминировать Православная община. С середины 20-х годов XX века в Крыму начинает изыматься из библиотек исламская литература. После депортации крымских татар на полуострове перестали действовать мечети и мусульманские общины. С возвращением их обратно в 80-х годах, начинается возрождение Ислама.
Иудаизм. В VI веке, по мнению А. С. Фирковича, в Крыму появляются пленные евреи, что связано с появлением в этих местах персов.
С приходом к власти большевиков еврейские общины и синагоги были ликвидированы.
Христианство в Крыму имеет древнюю историю. По преданию, первым здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный. Также согласно преданию именно в Крыму около 97 года принял мученическую смерть святой Климент, папа римский.
В настоящее время в Крыму существует 13 католических приходов латинского обряда:
Севастополь, Ялта, Симферополь, Алушта, Феодосия, Евпатория, Джанкой, Керчь, с. Лобаново Джанкойского района, с. Ярке Джанкойского района, с. Литвиненково Красногвардейского района, с. Александровка Красногвардейского района, с. Кольчугино Симферопольского района.
Территория Крыма входит в состав Одесско-Симферопольской епархии, которую возглавляет епископ Бронислав Бернацкий. В приходах Крыма на постоянной основе работают 10 священников, настоятель севастопольского прихода Св. Климента занимает должность викария Одесского и Симферопольского епископа и входит в состав консультативного совета при Республиканском комитете Крыма по делам религий. В Ялте и Севастополе существуют приходы византийского обряда Украинской грекокатолической церкви.
Католические храмы. Из пяти сохранившихся исторических зданий Церкви был передан лишь ялтинский и керченский храм; севастопольский храм, переделанный в советское время в кинотеатр, не возвращён до сих пор; храмы в сёлах Александровка и Кольчугино пребывают в полуразрушенном состоянии. В Симферополе, Феодосии и Евпатории, где храмы были разрушены в советский период, построены новые католические церкви.
Сохранившиеся исторические храмы:
Храм св. Климента (Севастополь). Построен в 1911 году. В период Второй мировой войны здание было сильно пострадало от бомбардировок. В 1958 году здание было перестроено в кинотеатр. Депутаты городского совета отказывают католической общине в возвращении здания и предлагают либо компенсировать строительство нового кинотеатра, либо территорию для строительства католического храма в другом месте. Севастопольский приход св. Климента проводит богослужения в каплице (часовне) св. Климента, оборудованной в бывшей квартире.
Храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Ялта). Построен в 1906 году. В советское время там размещались фонды Ялтинского исторического музея, в 1988 году в здании был открыт дом органной и камерной музыки, но уже через три года храм был передан верующим.
Храм Успения Богородицы (Керчь). Построен итальянской общиной в 1840 году в стиле классицизм. В советское время превращён в спортивный зал. После передачи храма Церкви восстанавливался 6 лет.
Храм в селе Кольчугино. В начале XX века в селе, называвшемся тогда Кроненталь и населённом немцами, существовали католический и лютеранский храмы. В 1990-е католический храм был передан православной общине (УПЦ МП). В ответ на просьбу местных католиков о возвращении церкви им был передан лютеранский храм, на который никто не претендовал. В настоящее время он находится в полуразрушенном состоянии и требует серьёзной реставрации.
Храм в селе Александровка. Построен чешской общиной в 1910 году. В 30-е годы закрыт и превращён в склад. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, требует серьёзной реставрации.
В начале XV века в Крыму армяне начинают строительство храмов.
В 1778 году крымские армяне депортированы. С вхождением Крыма в состав России многие армяне возвращаются туда. В 1944 году была проведена депортация армян из Крыма. Они вернулись лишь туда в 1960-е года. В некоторых городах Крыма действуют общины Армянской апостольской церкви. В Ялте, Феодосии и Евпатории есть хачкары.
Караизм (караимизм или иудаизм караимского толка) — религиозное вероучение караимов. В отличие от классического иудаизма, в караимизме не признаётся раввинистическо-талмудическая традиция. Исторически караимизм признаётся иудеями-раввинистами еврейской сектой,а последователями караимизма – наиболее чистой формой иудаизма. Обнаруженные в Каирской генизе документы свидетельствуют о том, что в одиннадцатом веке между раввинистами и караимами ещё заключались браки. Существует многочисленные исторические свидетельства о том что многие мусульманские и христианские народы также видели в караимах иудеев.Так в Средние века ,вместе с иудеями-раввинистами, караимы были изгнаны из Испании, Португалии и Литвы, караимские общины Украины сильно пострадали от антиеврейских погромов Богдана Хмельницкого, а татары Крыма не отличали караимов от евреев).
В среде тюркоязычных последователей караимизма, компактно проживавших в Крыму, а также в Великом княжестве Литовском, сформировался отдельный этнос, также называемый караимами. В Российской империи на караимов не распространялись большинство дискриминационных законов, что привело к усилению антагонизма между караимами и иудеями-раввинистами.
Согласно свидетельствам, собранным в годы Холокоста, во время выяснения вопроса, являются ли караимы евреями, христианская церковь рассматривает караимизм отдельной религией. Того же мнения придерживаются современные национальные лидеры караимов Крыма — М. С. Сарач и Ю. А. Полканов, считающие караимизм самостоятельным синкретическим религиозным течением, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет).
Караимы, наряду с крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма. Основная их часть проживает в Евпатории.